Существует ли на современном рынке цифровых зеркальных камер фотоаппарат — замена цифровому компакту с возможностями полного фотографического управления, но с полноценной (пусть и кроп-) матрицей и (относительно) нормальным видоискателем? Как не раз бывало, тему обзора подсказал реальный запрос знакомого фотографа. Запрос явно инспирирован необходимостью, которую испытывают и профессионалы, и опытные любители. "В раньшие времена", на плёнке, проблема не существовала — арсенал дополняла компактная камера экстра-класса (Leica CM, Contax T-3/TVs, Minolta TC-1, Nikon 28Ti, Ricoh GR-1s/21, Rollei 35/AFM35) или миниатюрная зеркалка с компактным об'ьективом (Olympus OM-1n+50/1.8, Nikon EM+45/2.8P, Pentax ME-F+FA 43/1.9 Limited). В любой момент можно было вытянуть из кармана нечто ювелирно-миниатюрное, пусть полукадровое (Olympus Pen F) или с ещё меньшим форматом плёнки (Pentax Auto 110/Minolta 110 Zoom Mk II), но абсолютно полноценное — до сменных оптики и видоискателей (Нарцисс)!
Теперь эту нишу занимают цифрокомпакты. Все они — с CCD-матрицами, что значит — не могут не "шуметь" на высоких чувствительностях и в условиях плохой освещённости.
Единственное исключение — экзотически-редкая и малодоступная компактная Sigma DP-1. Убогая с точки зрения собственно фотоаппаратной, она замечательна уникальной трехслойной матрицей CCD-типа . Она "шумит"..., но цветопередача оказывается замечательной.
Поэтому "в кармане" до сего момента гордо пребывали Canon Powershot G9,
Panasonic Lumix DMC-TZ5/LX-2, Nikon Coolpix P-50/60, Samsung Digimax S1050,
Sony Cyber-shot DSC-V3 или Cyber-Shot DSC-T300 (в последнем есть (!) полное фотоуправление - оно запрятано в меню камеры...). Ricoh опробовала "воссоздать в цифре" успех своих плёночных бестселлеров, но шумящая матрица оказалась непреодолимым барьером.
Однако, а что же зеркальные однообъективные?
Малоразмерные аппараты среди них — не редкость...
Рассмотрим вариант установки на зеркальную однообъективную камеру самого компактного, не зум-, а стандартного объектива,
"пересчитанного по кроп-фактору" полтинника. Его всегда хватало "карманной" камере в оперативной съёмке.
Какой там в наших оптических линейках самый плоский объектив?!
- Carl Zeiss Tessar с именем собственным «Eagle Eye» — "Орлиный Глаз" имел достаточно простую оптическую схему. Но схему идеальную — и классный подбор идеальных марок стекла и их просветления от концерна Schott. Оптическая схема появилась благодаря профессору Паулю Рудольфу в начале 1902 года. Название объектива расшифровывало его строение – 4 оптических элемента в 3-х группах.
Tessar повторяли все и во все времена. Зенит комплектовал свои аппараты Индустаром-50 той же оптической схемы, с толщиной оправы в 3см, который, при всём внешнем.... и ужасном качестве изготовления, рисовал весьма неплохо.
Субкомпактные объективы выпускал Zeiss, Nikon, Minolta, близкие по размерам существовали и в арсеналах Olympus ОМ.
Pentax в автофокусную эру выпустил «панкейк»-объектив — блинчик SMCP-FA 43/1.9 Limited (7 элементов в 6 группах, 28мм толщины), вызвавший переворот в умах уже начавших было привыкать к зумам фотографов. А в цифровую эпоху у Pentax таких объективов уже 3.
Предлагает такие объективы и "сторонний" производитель: на заводах Cosina великий наш современник Кобаяши-сан наладил производство элитно-эксклюзивной фотооптики и возродил в Японии великую австрийскую марку Voigtlander.
Счастливы фотографы, держащие в кофрах потрясающий качеством Macro Apo-Lanthar SL 125/2,5, безвременно снятый с производства. Только что Возрождённые отличные Voigtlander SL ушли одновременно с объективами Nikon AI-s 45/2.8P и Pentax 43/31/77 Limited.
Их место заняли новые Voigtlander SL2 и Carl Zeiss. Объективы Ultron 40/2 SL II Aspherical (6 элементов в 5 группах, толщина 24,5мм) и Nokton classic 40/1.4 (7 элементов — 7 групп, 29,5см толщины) — последний для дальномерок, производятся и сейчас.
Сравнение оптических схем и характеристик наглядно показало, что наиболее совершенным из стандартных "блинчиков" оказывался настоящий Carl Zeiss Tessar Т*, за ним вплотную — Nikon AI-s 45/2.8P, затем Pentax SMCP-FA 43/1.9 Limited и чуть дальше — Voigtlander-ы.
Да, Canon своим цифровым EOS 300d заложил неплохой рубеж отсчёта! Его современный 450d действительно весьма мал, эргономичен, функционален и прогрессивен. Толщина корпуса — 62мм, но автофокусный объектив минимального размера к нему… самый компактный
Canon AF 50/1.8 II – с длиной оправы в 40мм — не лучшее дополнение цифровой камеры.
Nikon D60 чуть-чуть больше! Толщина корпуса — всего 64мм, а в арсенале оптики Nikon до недавнего времени был объектив AI-s 45/2.8P, отличавшийся минимальной толщиной в 17мм!
Три занозы всё для Nikon портят:
D60 оснащён CCD-матрицей;
а 45-й объектив не имеет мотора фокусировки — только "отвёртку" сопряжения с приводом камеры — а его в D60 нет (!);
и с производства 45-P снят. Т.е. найти его можно..., но автофокуса всё равно не будет, а шумы изображения (из-за CCD-матрицы) — пожалуйста. Стандартный Nikkor AF 50 /1.8D при толщине вдвое большей – 38мм, ситуации не разрешит.
Pentax предлагает несколько "pancake"-объективов.
Pentax SMCP-DA 40/2.8 Limited (60мм эффективного фокусного расстояния, 5 элементов в 4 группах при 15мм толщины);
Pentax SMCP-DA 21/3.2 AL Limited (31 эффективный мм — 68 градусов поля зрения, 8 элементов в 6 группах, толщина оправы 25мм) и
Pentax SMCP-DA 70/2.4 Limited (классические 105мм — 6 линз в 5 группах и 26мм).
На что ставим? На К200: получаем комплекс в 9см толщиной даже с самым тонким "блинчиком"!!!
Кроме того, мы получим ту же начинку, что в Nikon D60 или Sony А200 в более объемном корпусе. И потеряем вовсе умную систему управления вспышками i-ТТL/е-ТТL, которой гордятся Nikon и Canon. Первоначально её придумала Minolta, но развить не смогла, а в Sony её вообще нет.
Pentax предлагает умный и правильный К20, но его компактным никак не назвать, хотя он на 3мм «тоньше» любительской модели.
И тут ... в карман просится самый маленький Olympus Е.
Потребовались годы, чтобы управленцы и конструктора Olympus смогли и захотели вернуться к эргономике и размерам камер Olympus ОМ, созданных гением Майтани .
Объём камеры Е-420 (627 куб.см) меньше всех конкурентов цифрового рынка
(Canon EOS 450d — 784 куб.см /Nikon D60 — 758 куб.см/Pentax K200d — 935 куб.см) и очень близок к размерам корпусов ОМ (571 куб.см).
Камеры ОМ в арсенале оптики имели суб-компактные объективы "пониженной светосилы".
И «в кармане» комплект из ОМ-3 с OM Zuiko 28/3,5 и 35/2,8G или 50/1,8 чувствовал себя замечательно! Однако, в сложных условиях... Высокочувствительная фотоплёнка, особенно в ч/б фотографии, замечательно-графична и зернистость работает на художественность. Но "в цвете"... Да и объектив хотелось бы поменять на более светосильный и объёмный...
Е-420 оснащён LiveMOS /NMOS матрицей, близкой по свойствам CMOS, что не шумит в тенях и высокую чувствительность "держит" отлично. ISO 800- нормальная рабочая величина для Е-420. Толщина корпуса – всего 53мм!
Объектив субкомпактного класса тоже есть — только что (17 апреля 2008 года) анонсированный Olympus Zuiko Digital 25 /2.8 ED уже в продаже. Всего 23,5 мм толщины, 5 линз в 4 группах — и при этом он доступен по цене и великолепен по качеству. Специализированный телецентрический автофокусный полтинник под матрицы стандарта 4/3 с кроп-фактором 2х.
А дизайн?
Комплект из Е-420 и 25/2,8 имеет толщину 76мм — полтора спичечных коробка! Размеры самой камеры - минимальны, а умеет она всё вплоть до LiveView.
В этой камере только Система — большая. Ею (так заложено ещё Майтани!) гордится возрождённый ныне Olympus: полноценная структурированная Система оптики и принадлежностей.
Но, минуточку, а что с совместимостью оптики?
...В то время, когда извечно-гордившиеся глобальной совместимостью оптики Nikon и Pentax растеряли своё преимущество окончательно ("воткнуть" прежний объектив можно, но камера "заткнётся" и автофокуса не будет, а новые объективы на старых камерах не работают почти совсем),
Olympus реально создал совместимость системы 4/3 с оптикой Olympus ОМ.
И более того — на маленький Е-420 или величественно-неубиваемый Е-3 действительно можно поставить оптику Leica-R.
А с другими колечками — оптику Nikon F, Canon EF, Pentax K, Contax, Exakta, Minolta MD и М42.
И она окажется оптически-стабилизированной, благодаря подвижной самоочищающейся матрице на магнитной (а не пьезо-ударной!) подвеске. "Магнитная стабилизация" характерна сегодня для "тяжёлых" Pentax К20д и Sony А700 — и всех нынешних зеркальных Olympus-ов. Она всё ещё медленнее и грубее линзовой от Canon или Nikon, но для любительских задач - вполне пригодна.
Стоимость и вес (менее 500 грамм) комплекта Е-420+25/2,8 оказывается в полтора раза больше параметров цифрового компакта про-класса, например, Powershot G9. Но функциональность — во много раз выше. А в карман — по прежнему, помещается.