Как всё, что касается климата в наше неспокойное время, Москву залил ледяной поток арктических воздушных масс. Крещенские морозы в этом, 2006 году, удались на славу. Как это касается людей фотографирующих? Во-первых, изменением технического «вооружения»; во-вторых – изменением самих съёмочных приёмов.
И, в-третьих – появлением особой «процедуры входа» с мороза в помещение.
- кстати, путешествуя по тропическим краям - влипаешь в техе проблемы. Разница в количестве одежды... а потери те же.
…Вот именно последнюю часть – и рассмотрим:…
На антарктических станциях фотограф-профессионал вынужден работать «разделённым» набором аппаратуры. Если по минус 65 градусах что-то доставать из-под куртки или из кармана, а потом его туда класть… Неминуемо замёрзнет и выйдет из строя совсем.
Одна камера постоянно находится в помещении, она же переносится в термо-изолированных боксах между ними. Другая хранится при постоянных отрицательных температурах и не заносится в помещение. Т.е. на базе она находится в сумке, стоящей «в сеня’х», при минус 5 – минус 10 градусах. Она не отогревается – значит на ней нет излишней изморози или намёрзшего в наледь конденсата, ни снаружи, ни внутри.
Что делать, если камера одна?
Используется следующее мнемоническое правило:
«половина времени плюс пять».
Что оно значит? Если Вы провели на улице с аппаратом 2 часа, то половину этого времени камера должна отогреваться в закрытом объёме. «Объём» этот –камера, лежащая в закрытой на все молнии сумке-кофре. При низких температурах её ещё и в холщовый мешочек кладут. А что значит «плюс пять» в правиле? – Это плюс пять минут при каждых пяти градусах ниже 20.
Т.о., три часа на морозе под 38 градусов требуют (1,5часа+(18град./5=~4*5мин.=20 дополнительных минут)=110 минут) одного часа с 10 минутами на отогревание камеры. Как уменьшить это время?
– Использованием вложенного внутрь объёма с аппаратурой влагопоглотителя (силикагель), что вдвое уменьшает время оттаивания. Силикагель после этого надобно положить на тёплую батарею в хорошо проветриваемом помещении на час- два, его влагопоглотительные способности регенерируются.
Для килограмма железа достаточно 50-граммового пакета силикагеля. В крайнем случае, силикагель может заменить оборачивание газетной бумагой. Класть камеру в полиэтиленовый пакет без силикагеля – опасно возникновением эффекта «холодной паровой бани».
Минимальным временем открытия крышек объектива после входа с любого мороза является срок в 20 минут.
В любом случае, очень полезно обдуть переднюю оптическую поверхность воздушным потоком из клапанной груши для противодействия конденсации. Мелкая морось на корпусе должна быть немедленно убрана гигроскопичной (желательно микрофибровой) безворсовой тканью.
Если объектив или камера запотели внутри…
Механику можно было высушить под лампой. Электроника должна быть не только высушена, но и после сушки приведена к комнатной температуре: конденсат на микросхемах (особо касается любительской аппаратуры) и контактах легко приводит к КЗ и финансовым вложениям в ремонтно-заменные работы на половину стоимости аппаратуры.
А конденсат внутри современных многолинзовых зумов вообще бывает невозможно устранить совсем, дешевые же образцы начинают после этого «болеть» расклейкой линзовых компонентов, регулярными сбоями в системе фокусировки и в приводе диафрагмы.
Современные литий-ионные аккумуляторы полезно ставить в камеру за секунды перед съёмкой и вынимать перед упаковкой камеры в кофр. Лучшая профилактика для них сразу после высушивания конденсата – зарядное устройство.