Несколько лет рождалась и проверялась эта система: - Сначала была старая классическая шутка о 12-ти ступенях развития фотографа. Речь даже не о покупке трёх перекрывающий весь желаемый диапазон углов и фокусных расстояний зум-объективов: это дороо и примитивно. В биологии упрощение вида приводит к эволюционому прогрессу: можно ли ещё проще, без зумов..? Постепенно анализ: из немалого парка оптики любой системы фотограф (в тепличных условиях) выделяет три – пять, не больше, объективов, которые активно работают. Остальными – в лучшем случае – гордятся.
С появлением цифровой фототехники и EXIF-информации анализ пошёл шустрее: действительно, каждый выбирает под себя… Даже о любимых сюжетах можно предположить, видя любимые фокусные расстояния: они одни и те же, практически. Какой зум ни возьми.
Итого: берусь утверждать, что для каждого человека можно подобрать 1 объектив
(ну-уу-у, до 4-х), который будет главным рабочим инструментом.
И никакие зумы не понадобятся – поднял камеру, а в видоискателе – ровно те границы кадра, которые себе представил!
Как: практика без теории –
1. - берем в руки малоформатную зеркалку со сменной оптикой, установленный объектив - зум 28-105 или с боОльшим диапазоном.
Устанавливаем на оправе зума "50мм" и подносим к глазу; фокусируемся на объект
в 5-8 метрах, поворачиваем аппарат в "вертикальный формат". Смотрим на объект обоими глазами: одним, невооруженным, а другим - через видоискатель камеры.
Видимое изображение сводим по контурам воедино (как в дальномере) по увеличению (кольцом зуммирования) и по резкости (кольцом расстояний). Должно получиться одно, равное изображение от обоих глаз.
Посмотрите и запишите/запомните фокусное расстояние с кольца зума.
2. Не меняя найденного положения, наведитесь на более удаленный объект, сбейте зум и резкость - и прицельтесь заново. Повторите действие по объекту близкорасположенному. Запишите значение.
И еще раз - по предмету на средней дистанции, но теперь - в плохом, искусственном освещении.
Каждый раз – записывайте использованное фокусное расстояние. Если все 4 значения совпали, значит Ваши глаза во всех ситуациях видят одинаково. Но скорее всего – нет. Ну и ладно.
3. Первое определённое фокусное расстояние
- Ваш стандарт с увеличением в 1 диоптрию.
Обратитесь к таблице соотношения фокусных расстояний и углов поля зрения. Угол поля зрения "реперного" фокусного расстояния у разных людей может быть от 60 до 35 градусов.
3.0. Допустим, что у Вас все получилось совсем стандартно: 50мм - это 45 градусов по диагонали кадра в 24х36мм.
Теперь:
3.1. увеличиваем угол стандартного поля зрения вдвое (90 градусов) и
3.2. уменьшаем втрое (15 градусов).
Первому, широкоугольному положению, соответствует 20мм объектив, второму – 150мм.
Предполагаю, что для человека, которому 50мм объектив – нормальный, нужен широкоугльник в 18-21мм фокусного расстояния и 135-150-180мм объектив в качестве длиннофокусного.
3.3. Могу предположить и следующее, телеобъективное положение – оно 6-кратно по отношению к стандартному: 300мм.
У меня это – 60мм (40град.), 24мм (80град.), 180мм (13 град.) и 400мм (6 град.)
У одного из моих ближайших знакомых – 35(65) – 12-14(120) – 125(21) и 200(12). На этом расчёте подобрана оптика 19-ти хорошим знакомым, пока - не убили.
И что интересно: другие объективы не нужны или нужны крайне редко!
Настало время теории:
Для подбора [минимального количества необходимой] оптики [многочисленным глубоко болеющим фотографией людям] используется система, названная [не мною] Natural View.
Первоисточник её я давно потерял (про это писал германский FotoMagazin в конце 80-х), но многократно сопоставлял эту методику с психо-физиологическими, оптическими и композиционными технологиями подбора оптики, дополняя и шлифуя...
Основа системы – допущение, что каждый человек имеет собственное видение мира. Буквально. Оно зависит от индивидуальной физиологии зрения и психологического склада личности.
Есть три основополагающих «взгляда»:
охват чего-то большого,
взгляд на стоящего рядом и
всматривание вдаль.
Охват вдвое более «широкоуголен», а «всматривание» - втрое менее, нежели стандартное видение.
4. Предположим, что Вы, подняв глаза на стоящего в метре – трёх от Вас (зависит от понятия «личное пространство» и наличия близорукости/дальнозоркости), получаете на сетчатке изображение с увеличением в 1 диоптрию (100% зрение) с определёнными границами. Какой объектив будет соответствовать стандартному, нормальному взгляду?
5. Представим круг изображения, рисуемого оптической системой нашего глаза; в него – вписываем прямоугольник формата кадра изображения; если телесный угол с диагональю этого прямоугольника будет равен примерно 45 градусам, то увеличение изображения будет равно примерно 1 диоптрии. Прямоугольник может иметь разное соотношение сторон, но угол и увеличение будут одни и те же.
В малоформатной (тип 135/24х36мм) фотографии 45 градусов создаёт объектив с фокусным расстоянием 50мм, в среднеформатной – 105мм/6х7см, 80мм/6х6см.
В цифровой фотографии матрица меньше стандартного кадра: у Olympus Е – вдвое, у младших Canon EOS - 1,6, у Nikon – в полтора раза, у профессиональных Canon Mark – 1.3x. Таковым оказывается и фокусное расстояние стандартного «полтинника», его угол поля зрения остаётся стандартным – т.е. результат пересчитать надобно.
Подобранный объектив или зум с выставленным расчетным фокусным расстоянием несколько раз вскиньте к глазам, имитируя «быстрый выстрел» по объектам на разных расстояниях и в разных условиях освещения. Проверяйте при этом композиционные границы кадра – должно попадать ровно всё то, что Вы видите при мимолётном взгляде в сторону объекта/модели. И минимум – лишнего. Это и будет означать, что Natural View Lens выбран верно.